На яхте по Сицилии и Эолийским островам.

Опубликовано: 17. Апр, 2010. Автор: . В категории Италия, Мероприятия, Новости, Отчеты / отзывы

ban

Итак решено, отдыхаем в этом году в Италии. Мы  уже много лет не представляем себе иного отдыха, кроме путешествий на яхте. Возможностей для яхтинга в Италии великое множество – это и большие острова, такие как Сардиния и Сицилия, и Тосканский архипелаг, и  Амальфийское побережье… И хочется попасть везде, но время ограничено… А еще хочется тишины и спокойствия после сумасшедшей московской жизни. В результате долгих теоретических изысканий решили, что больше всего нашим желаниям соответствуют Липарские острова.

Липарские острова (Lipari), группа вулканических островов в Тирренском море, к С. от Сицилии. Принадлежат Италии. Состоят из 10 мелких и 7 значительных островов (Липари, Салина, Вулькано, Стромболи, Филикуди, Аликуди, Панареа) общей площадью 117 км2. Сложены преимущественно базальтовыми лавами и туфами, на островах Вулькано и Стромболи (926 м) — действующие вулканы. Возделываются оливы, инжир, виноград. Месторождения серы. Экспорт вина.

Большая Советская Энциклопедия

Своей яхты у нас нет, поэтому пользуемся услугами хорошо развитой на Средиземном море и, в частности в Италии сетью чартерных компаний, в которых можно арендовать яхту. На Липарских островах такой возможности нет. Ближайшее место возможной аренды яхты  — Сицилия. Что ж, тем лучше —  еще и на Сицилии побываем. Кстати, Сицилия самый большой остров в Средиземном море, а Палермо – столица Сицилии  был основан финикиянами под названием Сус (по-финикийски — «цветок») еще  в 754 году до н. э.; в первую пуническую войну здесь была главная стоянка карфагенского флота. Так  что Большой остров вполне соответствует тематике нашего путешествия.

Наш путь на Липарские острова, начавшийся в аэропорту Шереметьево, проходил через «вечный город», Палермо и курортный городок Санта Агату.  Про Рим мы сейчас говорить не будем – про него и так очень много написано, а вот от нескольких слов о Сицилии и Палермо удержаться просто невозможно.
Прилетели в аэропорт Палермо мы поздним вечером. С некоторой опаской вышли в зал прилета аэропорта (когда готовились к поездке, начитались всяких страхов о том, что на Сицилии и уж тем более в Палермо нас будут «разводить» как кроликов везде и всюду. Первая точка для «развода» — такси). Видим киоск с вывеской такси и подходим к нему. Объясняем, что нам надо попасть в небольшой отель на окраине Палермо. Симпатичная девушка, поизучав с минуту толстый справочник выписывает нам талончик, в котором указано место назначения и цена поездки и направляет нас к бригадиру таксистов. Поняли мы, почему все так сложно организовано только спустя пару дней, побщавшись с множеством итальянцев. Причина банально простая — большинство итальянцев абсолютно не говорят по английски. Отель, в который нас доставило такси, стоит на склоне горы и этажи отсчитываются в нем сверху вниз.

Палермо 3

И хотя, отель был нам нужен только как место ночлега, было очень приятно утром выйдя балкон, увидеть панораму всего Палермо вместе с бухтой в лучах восходящего солнца — картина просто завораживающая, особенно после дымной Москвы и вида с балкона на соседнюю многоэтажку.
По плану, в Палермо у нас всего один день — обзорная экскурсия. В этом городе есть такая услуга — экскурсионное такси. Уж не знаю все таксисты этим занимаются или нет, но нам повезло: наш хорошо знал достопримечательности Палермо и окрестностей и немного говорил по английски.

Палермо 1

Такая обзорная экскурсия хороша тем, что можно самому выбрать места, которые посетить (при этом таксист конечно же предложит маршрут      поездки), избавиться от рассказов экскурсовода, которые можно прочитать в любом путеводителе и, что самое главное, смотреть то что хочешь и сколько хочешь. Красоты Палермо — тема самостоятельного рассказа. Скажу только, что смотреть есть что — сегодня в Палермо 295 церквей и капелл, в том числе 70 бывших монастырей  и множество дворцов, вилл и отдельных памятников — по сути это город-музей и чтобы всерьез познакомиться и понять его, нужны наверное не дни или недели, а месяцы и годы.

Палермо 2

Скажу только про Катакомбы Капуцинов —  подземное кладбище, где в открытом виде хранятся тела более 8 000 палермитанцев, умерших в XVI—XX веках. По меньшей мере спорно делать из кладбища, на котором даже памятников нет, место паломничества толп туристов. Но даже в нашем маленьком коллективе  мнения по этому поводу разделились на прямо противоположные. От восторженных — здесь чувствуется дух времени, до полного неприятия и нежелания даже войти туда.

Рано утром следующего дня мы двинулись в сторону старта нашего яхтенного путешествия — Санта Агату — курортный городок на северном побережье  Сицилии в 110 км восточнее Палермо. Добраться туда можно либо на машине, либо на поезде. Мы поехали на машине. Великолепный автобан идет вдоль моря. Такой дороги я еще никогда не видел. Практически весь  путь состоит из мостов и тоннелей.

Марина , в которой нас ждала яхта, совсем новая и еще не до конца обустроенная, но сотрудники чартерной компании стараются сделать все, чтобы мы не испытывали в связи с этим никаких неудобств. Перед офисом компании натянут тент и стоит несколько столиков, за которые нас и усадили. Сразу же предложили холодной воды, а это пожалуй лучшее угощение в 35-ти градусную жару, и начали процесс оформления документов и приемки яхты. Процедура эта обычно занимает час- полтора. Так было и здесь. Мы немного расстроились, не увидев в марине минимаркета, но эта проблема также была решена — нас посадили в машину и отвезли в магазин в городе. Его кстати открыли специально для нас. У итальянцев  с часу до пяти закрывается практически всё — сиеста. Так что усилиями чартерной компании и немного нашими, к трем часам мы загрузились на яхту и были готовы к выходу.

До ближайшего острова 25 миль. Ветер слабенький, так что, если хотим успеть засветло, придется идти под мотором. Остров, к которому мы направляемся, называется Вулкано — самый южный из Липарских островов.

Вулька́но (итал. Isola di Vulcano, сиц. Vurcanu) — маленький вулканический остров в Италии, в Тирренском море. Расположен в 25 километрах к северу от Сицилии, это самый южный из Липарских островов. Остров имеет площадь 21 км², высота острова 499 метров. Остров представляет собой вулканический массив с несколькими кратерами, один из которых — действующий (один из четырёх действующих вулканов Италии). Последнее извержение на Вулькано произошло в 1888—1890 годах. На острове есть фумаролы.

Википедия — свободная энциклопедия

Удивительно, но почему-то в море совсем немного яхт. Ветерок немного усилился и даже с выключенным двигателем удается идти семь с лишним узлов. Море — как зеркало — такое редко бывает, когда гладкая вода и ветер дует. Хороший подарок нам сделала природа на начало отдыха. В результате при подходе к острову у нас оставался еще целый час светлого времени. Огибаем остров с севера и понимаем, почему в море было мало яхт — довольно большая закрытая бухта буквально забита яхтами.

Вулкано 1

Сегодня суббота и многие итальянцы отправились на острова еще с вечера пятницы и к нашему выходу в море уже были на месте. Все же удается найти местечко и, никому не мешая, бросить якорь. Как только встали — сразу в воду — чистота воды на маленьких островах не идет ни в какое сравнение даже с сицилийскими пляжами с голубыми флагами. Теперь можно достать бутылочку итальянского, а точнее сицилийского вина и насладиться видом острова в лучах заката. А затем приступить к приготовлению ужина — мы начинаем жить на яхте.

Утром садимся в динги и едем на берег. Сегодня у нас два мероприятия — забраться в грязевые ванны и сбегать на вулкан. Естественно в обратной последовательности.  Вулкан совсем не классической формы, снизу смотрится скорее как столовая гора с широкой плоской вершиной. Высота метров 300-400. В городке стоят указатели, так что найти начало пути не сложно. От  шоссе начинается широкая тропа к вершине, а метров через двести стоит будка, в которой сидит человек и собирает плату за проход на вулкан. Сразу вспоминается Остап Бендер и ремонт провала. Путь до вершины не трудный и занимает минут сорок, если не спешить. Наверху кратер грязно-желтого цвета, в котором местами что-то булькает и дымится. Он ничем не огорожен, но стоит табличка  предостерегающая подходить близко, так как возможны выбросы ядовитых газов. С вулкана открывается великолепный вид на весь Липарский архипелаг.

Спустившись с вулкана, возвращаемся в городок и идем валяться в грязи. Грязи и горячие источники расположены на берегу моря и огорожены забором — чтобы войти тоже надо немного заплатить.

Вулкано 2

Дополнительно можно купить жетончик и после грязи помыться под душем. Интересно, что горячие источники есть не только в большой луже грязи на берегу, но и в море. Заходишь в море и на ощупь отыскиваешь их. Главное не наступить точно на источник — горячо очень. И еще одно любопытное природное явление — дырки в скалах из которых поднимается на поверхность горячий воздух, а камни вокруг горячие — получается этакая естественная турецкая баня с запахом сероводорода. Этим запахом, кстати, пропитан весь городок и, после посещения грязи, мы еще как минимум сутки попахивали.

После грязи и душа, идем в ближайший бар выпить кто сока, кто пива, кто стаканчик местного домашнего винца. Программа посещения острова выполнена полностью. Можно возвращаться на яхту, искупаться в чистой воде, в надежде, что запах все-таки пропадет, и двигаться дальше.

Следующий остров, на который мы направляемся — Стромболи.

Стро́мболи (итал. Stromboli, сиц. Stròmbuli) —  маленький вулканический остров с действующим  вулканом. Расположен в Тирренском море к северу от Сицилии, принадлежит группе Липарских островов. Остров находится на территории Италии. Извержение вулкана происходило многократно, вулкан постоянно активен, знаменит частыми маленькими извержениями, наблюдаемыми из разных точек острова и окружающего моря.

Википедия — свободная энциклопедия

Стромболи самый северный из Липарских островов. До него от Вулкано 25 морских миль. Погода нам благоприятствует и весь путь удается пройти под парусом очень комфортным курсом — “в полветра”. Стоянка около острова нетипичная для Средиземноморья. Обычно в Средиземноморских странах яхтенные стоянки — это более менее закрытые бухты, а здесь становимся  с подветренной стороны острова на большой отмели с глубинами 4-5 метров.

Стромболи 1

Напротив Стромболи рядом с отмелью, на которой мы стоим вырастает из моря неприступная с виду скала, но как выяснилось впоследствии, к ней можно подойти на тузике и по ступенькам подняться на самый верх. К вечеру здесь собралось больше сотни яхт, но несмотря на это удивительно тихо и спокойно. Большая часть яхт под итальянским флагом. В основном это частные яхты — итальянцы в отличие от жителей многих других средиземноморских стран — фанаты яхтинга. На многих семьи с детьми и, часто не с одним, а с двумя — тремя, а то и больше. Яхты самые разные: от огромных фешенебельных моторных до совсем небольших и стареньких паусных, но в основном это небольшие не очень новые «боевые» парусные яхты. Многие итальянцы знакомы — зачастую вновь приходящих приветствуют со других лодок. Ближе к вечеру начинаются поездки на тузиках, кто-то отправляется на берег в таверну, кто-то едет к друзьям на другую лодку.

Стромболи 3

Над островом постоянно висит облако, хотя вокруг небо абсолютно чистое. Только утром мы поняли, что  это облако образуется постоянными выбросами вулкана.  С места нашей стоянки кратер вулкана не виден и, чтобы посмотреть как «живет» вулкан с утра отправляемся вокруг острова.  По мере приближения  к северной оконечности острова, где находится кратер видно как меняется характер берегов от заросшей зеленью южной части острова до абсолютно безжизненных почти черных скал и каменистых осыпей на севере вблизи жерла вулкана.

Стромболи 4

Вулкан оживает четыре раза в час — раздается взрыв и из кратера вылетает груда камней и выбрасывается столб черого дыма. Очень впечатляющее зрелище. Говорят, что если подойти сюда ночью, то видны снопы огня и раскаленные камни.

Обойдя остров вокруг и насмотревшись на грозное дыхание вулкана мы направляемся к следующему на нашем пути острову — Салине.

Салина (итал. Isola di Salina) — один из Липарских островов, находится в центре архипелага. Площадь острова — 26,8 км², что уступает лишь Лопари. На данной территории располагаются три коммунны (Санта-Марина-Салина, Мальфа, Лени) с населением 2299 человек. Геологически остров имеет вулканическое происхождение и сложен из двух спящих вулканов Фосса-делле-Фельчи (968 м) и Монте-дей-Порри (860 м). Фосса-делле-Фельчи также является наивысшей точкой всех Липарских островов. Последнее извержение на Салине было около 13 тыс. лет назад.

Википедия — свободная энциклопедия

Салина 1

Везение с погодой кажется для нас закончилось — ветер стих совсем. Идем под двигателем. Часто останавливаемся, чтобы окунуться — жарко. Купание в открытом море это совсем не похоже на  купание  с пляжа. Прыгаешь в воду с яхты (или спускаешься по лесенке) и, хотя ни ветра, ни волн нет, почему-то не возникает желания уплыть далеко от яхты. А те, кто впервые купается в открытом море, вначале побаиваются толщи воды под нами, хотя казалось бы , какая разница пять или пятьсот метро воды под тобой?  По правому борту остается остров Панарея — один из самых маленьких островов архипелага. Тем ни менее он обитаем — на нем постоянно живет две-три сотни человек. Вдоль всего острова стоят яхты. В последнее время остров стал популярен среди итальянских знаменитостей. Мы тоже бросили якорь — искупаться и пообедать, но оставаться надолго нам здесь не захотелось — как-то уж слишком много суеты вокруг — туда сюда снуют разные посудины, вокруг много больших моторных яхт,  с некоторых из них спустили  на воду гидроциклы и прочие водные игрушки… В общем после тишины Стромболи нам здесь не приглянулось  и, выбрав якорь, мы двигаемся по намеченному пути к Салине, тем более, что появился ветерок и можно идти под парусами, а не тарахтеть мотором.

Салина 2

Стоянка у Салины опять якорная — в проливе напротив острова Липари около городка Санта Марина Салина. Городок мы прошли мимо, поскольку в нем есть причал, к которому регулярно подходят небольшие паромы курсирующие между островами. Бросили якорь рядом с другими яхтами.

Салина 3

В этот вечер здесь собрались яхты на которые стоило посмотреть. На якорях стояло несколько старых, я думаю, построенных в первой половине прошлого века деревянных яхт. И мы сев в тузик, отправились посмотреть на них поближе. Похоже, мы не единственные, кого интересовали эти яхты — команды на них привыкли постоянному проявлению интереса и не обращала на нас никакого внимания. На обратном пути высадились на берег — посмотреть на городок. Прошлись по набережной очень зеленой и чистой, поглазели на студентов с рюкзаками, сидящих на пляже и похоже, не собирающихся уходить оттуда на ночь и отправились к себе на лодку — там уютнее, за эти несколько дней наша 40 — футовая яхточка стала для нас домом. Вернулись «домой» к закату. Напротив — самый большой остров архипелага — Липари. В красноватых лучах заходящего солнца  с белыми крапинками домиков и яхтами в проливе перед ним притягивают взгляд и мы глазеем на Липари и проплывающие мимо яхты  до самой ночи.

Из «больших» островов архипелага нам осталось посетить Липари, но мы решили оставить его напоследок, а сегодня сходить к небольшому островку Филикуди в западной части архипелага

Филикуди (итал. Filicudi) — один из Липарских островов. Административно относится к коммуне Липари провинции Мессина. Ближайший остров — Аликуди, около 20 км западнее; к востоку от Филикуди расположен остров Салина.
Площадь острова — 9,5 км². На острове расположены несколько деревень, самые большие — Пекорини Маре и Вальдкьеза. Помимо рыболовства, на острове развито сельское хозяйство, выращивают виноград, оливки, зерновые и овощи. В 1997 году примерно три четверти территории острова (7 км²) передано под заповедник.
Самая высокая точка острова — гора Монте-Фосса-Фельчи (774 м). Скала Ла-Канна высотой 74 м расположена в море у побережья острова.
Название острова — искажённое от греческого Phoenicusa , означает «финикийский». Как и другие Липарские острова, заселён в эпоху неолита, затем долгое время был необитаем. Имеются следы греческого, римского и византийского присутствия.

Википедия — свободная энциклопедия

Переход занял совсем немного времени — до острова всего 15 миль. Встали в открытой бухте на северо-востоке острова. Здесь есть муринги — мертвые якоря, за стоянку на которых взимается плата. Но поскольку бухта глубокая, особого выбора не было — либо платить, либо стоять достаточно близко к берегу и всю ночь беспокоиться — не сорвало ли с якоря, тем более что к вечеру ветер, хоть и не сильный, но сменил направление и стал  навальным, то есть задул в сторону берега.  На берегу небольшой пирс, две таверны и несколько домиков. Место тихое, яхт мало, что нас сильно порадовало. Скопление народа начинало утомлять. К вечеру осталось всего три яхты, считая нас. Идеальное место для спокойной ночевки. Как же мы ошибались! Часов в 10 вечера в тавернах загорелся свет и начал собираться  народ. Еще через час оттуда раздалась громоподобная музыка, которая продолжалась почти до утра — на дискотеку собрался народ со всего острова.

Последний из остовов нашего путешествия — Липари — сегодня мы отправляемся к нему.

Липа́ри — остров в Тирренском море, самый крупный и населенный из архипелага Липарских островов. Остров расположен в 44 километрах к северу от Сицилии и принадлежит Италии. Постоянное население острова — около 11 тысяч человек, в летний туристический сезон население увеличивается до 20 тысяч человек.
Столица острова — одноименный городок Липари расположен на восточном берегу острова. Бо́льшая часть жителей острова проживает в столице и четырёх крупных деревнях — Пианаконте на западе, Кватропани на северо-западе, Аскуакальда на северном побережье и Каннето на восточном берегу (примыкает с севера к городу Липари). На острове 3 раза в неделю останавливается паром, который ходит из Неаполя до сицилийского города Милаццо. До острова из Милаццо за 30 минут можно добраться также на судне на подводных крыльях.

Википедия — свободная энциклопедия

Липари 2

Погодные условия на протяжении нашего путешествия все время были тепличные — легкий ветерок, но достаточный, чтобы идти под парусом, практически гладкая вода, дождик прошел только один раз, да и то длился всего полчаса. Так что описывать сами переходы нет смысла – это легкие и приятные прогулки под парусом. Такое бывает очень редко. Обычно за неделю попадаешь и в штиль и в достаточно сильный ветер, и волна какая-никакая бывает… Так и наш переход с Филикуди к Липари был приятным и ленивым отдыхом. Когда к вечеру вошли в бухту Липари  с одноименным городком на берегу и прошли вдоль всей береговой линии,  к нашему большому разочарованию поняли, что встать-то и негде. На якоре не встанешь —  слишком глубоко, а все места в марине и на мурингах заняты.

Липари 1

Покрутились мы в бухте, посмотрели на городок и вынуждены были отправиться на ночевку на Вулкано. А жаль – красивый город Липари. Но такие накладки случаются практически в каждом путешествии, и относиться к ним надо философски  и стараться находить в них положительные моменты. Вот мы и решили, что все что ни делается – все к лучшему – не погуляли по  Липари, зато накупаемся напоследок.

Вулкано 3

На следующее утро, как и предполагали поплавали в чистой воде Липарских островов и вернулись на Сицилию в Санта Агату де Милителло.

Возвращение в Москву прошло в штатном режиме, если не считать что Аэрофлот на пару с АллИталией, потеряли наши вещи и пришлось через день ехать в Шереметьево, чтобы их забрать.